Президент
Страница 1

Президент как глава государства в странах с республиканской формой правления в отличие от монарха всегда избирается. В президентских республиках – это ²сильный² президент, он фактически, а часто и юридически возглавляет правительство (конечно, может существовать должность ²административного² премьер–министра, как например в Египте, но политику правительства определяет не он, а президент). В парламентарной республике – ²слабый² президент, его акты не имеют юридической силы, если не скреплены подписью премьер–министра, несущего ответственность за их исполнение (о правиле контрассигнатуры см. ниже).

В некоторых странах существует коллегиальная президентура (Госу–дарственный совет на Кубе), в Китае полномочия главы государства распределены между Председателем республики и Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей. А в Швейцарии основные полномочия главы государства также выполняются коллегиально Федеральным советом, который является одновременно правительством.

Существующие способы избрания президентов также разнообразны:

прямые выборы

(Франция, Народная Республика Болгария, Филиппины, Коста–Рика и др.);

косвенные выборы(США, Аргентина, Финляндия и т.д.);

многостепенные выборы(Германия, Венгерская Республика, Ливан);

парламентские выборы

(Турция).

Срок президентской власти различен:

4 годав США, Финляндии, Венгерской Республике и т.д.,

5 летв ФРГ, Бразилии и т.д.,

6 лет

в Польской Республике,

7 лет

во Франции, Италии, Ирландии и других странах.

Способы отстранения президента от должности могут быть различны. Можно вынудить его уйти в отставку, отстранить в порядке импичмента (представляющего собой особый вид судопроизводства), в случае совершения президентом измены, взяточничества или другого тяжкого преступления (к примеру в США палата представителей возбуждает дело и формирует статьи обвинения. Дело по существу рассматривается сенатом под председательством главного судьи Верховного суда США. В случае признания президента виновным, а для этого необходимо две трети голосов присутствующих сенаторов, он отстраняется от должности, согласно разделу 3 Конституции США).

Необходимо особо отметить, что обязательно существуют условия для кандидата в президенты. Это – определенный возраст, проживание в стране в течение определенного срока, наличие полных гражданских и политических прав.

Главы государств в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. Условно, как отмечает в своей книге Л. Г. Литовченко[v], их можно разделить на полномочия :

1.

В области государственного управления

– право главы государства участвовать в формировании правительства, право назначения гражданских и военных чиновников, право осуществлять верховное главнокомандование вооруженными силами, правом объявления чрезвычайного положения на территории страны.

В законодательной области

– право созывать парламент на очередные сессии, при определенных условиях прерывать сессию парламента, право роспуска нижней палаты и назначения очередных или внеочередных выборов, право законодательной инициативы (в виде посланий президента и тронной речи монарха), право вето (запрет, налагаемый главой государства на закон, которое может быть преодолено парламентом). Необходимо также уточнить, что вето главы государства влечет за собой ряд серьезных правовых последствий. Практике зарубежных стран известно три вида вето: абсолютное вето состоит в том, что отказ главы государства утвердить принятый парламентом законопроект является окончательным и безусловным и преодолеть его нельзя. Абсолютным правом вето обладают формально монархи Великобритании, Швеции и других стран, однако оно не применяется в настоящее время и рассматривается как резервное средство на случай серьезных политических кризисов; относительное или отлагательное вето, представляет собой такой запрет, налагаемый главой государства на законопроект, который может быть либо преодолен парламентом, либо носит временный характер. Глава государства в установленный конституцией срок подписывает принятый парламентом законопроект или налагает вето. Законопроект вместе с возражениями главы государства направляется парламенту для повторного обсуждения. Парламент может принять возражения главы государства, внести соответствующие изменения в законопроект и отправить его на утверждение главы государства. Он может и отклонить возражения главы государства, для чего необходимо повторное одобрение законопроекта квалифицированным большинством голосов. В этом случае глава государства обязан подписать законопроект; выборочное вето предполагает опротестование главой государства не законопроекта в целом, а отдельных его статей. Этот вид вето применяется крайне редко (в США, например, этим правом вето пользуются лишь губернаторы некоторых штатов).

Страницы: 1 2

Смотрите также

Глава государства в Испании и Великобритании
...

«Большая стратегия» как продолжение геополитики иными средствами
Эта длинная глава является завершающей иллюстрацией к краткому курсу игры на мировой шахматной доске. Военную стратегию можно рассматривать как предельное упрощение геополитического дискурса: вмес ...

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ ВНЕШНИХ ШОКОВ
Об экономико-политическом развитии СССР в канун краха, то есть в 1985–1991 гг., написано много. Участники процесса принятия решений рассказывают о том, как вырабатывалась политика ускорения, страт ...