Правовое положение монарха

Правовое положение главы государства, – пишет В. Е. Чиркин[iii], – зависит от формы правления. В абсолютных монархиях глава государства сосредотачивает всю полноту власти, в дуалистических монархиях он обладает исполнительной властью (формирует правительство, ответственное перед ним), в парламентарных монархиях он царствует, но не правит, не имея даже права вето по отношению к законам (Япония) или в течение столетий не применяя его (Великобритания). Правовое положение монарха характеризуется следующими особенностями:

1) власть монарха непроизводна от какой–либо иной власти, органа или избирательного корпуса;

2) его власть наследственна (исключение составляют Малайзия, ОАЭ, где глава государства избирается);

3) отстранение от должности наследственного монарха юридически невозможно;

4) личность монарха законодательно признается неприкосновенной и даже священной;

5) монарх обладает рядом прерогатив[iv], не свойственных президенту (внешние атрибуты власти, денежное содержание по цивильному листу и др.)

Изучая литературу по данной теме, я столкнулся с тем, что у различных авторов указано разное количество способов наследования престола монархами. Максимальное число, которое мне встретилось, оказалось равным пяти:

салическая система

– наследуют только мужчины, например, в Японии;

кастильская система

– наследуют женщины, если у покойного монарха нет сыновей, например, в Великобритании;

австрийская система

– женщины допускаются к наследованию, если ни в одной ветви царствующей династии нет мужчин;

наследование царствующим семейством

– когда нового короля из семьи определяют ее члены и высшие священнослужители, например, в мусульманских странах, в частности в Саудовской Аравии, или племенной совет (в Свазиленде);

наследование на равных правах

мужчинами и женщинами (Швеция).

Характеризуя монарха, необходимо учесть его привилегию неответственности, беспартийность, наличие регалий (трон, скипетр и др.), выделение средств из ежегодного бюджета на личные нужды короля и содержание двора (цивильный лист), регентство. О регентстве хотелось бы сказать особо. Если монарх несовершеннолетний или не достиг определенного возраста, установленного конституцией, либо серьезно и длительно болен, либо вообще отсутствует (например, при отсутствии наследника вакантного престола), на соответствующий период назначается регентство, т.е. обычно парламент назначает одного или нескольких регентов, которые, соответственно, единолично или коллегиально осуществляют полномочия монарха.

Смотрите также

Советское государство в послевоенный период (до перестройки 1985-1991 гг.)
После победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый период в жизни советского государства. Он оказался самым трудным и завершился уничтожени ...

Кризис индустриального общества и когнитивная фаза развития
Формально эта глава находится вне круга тем, затрагиваемых «Самоучителем». Теория когнитивной фазы развития  за последние годы обрела свои контуры, и для сколько-нибудь содержательного описани ...

Введение
Эта книга — о переменах, которые произошли с российским обществом за последние 20 лет, об элите, которая эти перемены совершила и которая изменилась сама. Кто они — нынешние правители России: стар ...