Правовое положение монарха

Правовое положение главы государства, – пишет В. Е. Чиркин[iii], – зависит от формы правления. В абсолютных монархиях глава государства сосредотачивает всю полноту власти, в дуалистических монархиях он обладает исполнительной властью (формирует правительство, ответственное перед ним), в парламентарных монархиях он царствует, но не правит, не имея даже права вето по отношению к законам (Япония) или в течение столетий не применяя его (Великобритания). Правовое положение монарха характеризуется следующими особенностями:

1) власть монарха непроизводна от какой–либо иной власти, органа или избирательного корпуса;

2) его власть наследственна (исключение составляют Малайзия, ОАЭ, где глава государства избирается);

3) отстранение от должности наследственного монарха юридически невозможно;

4) личность монарха законодательно признается неприкосновенной и даже священной;

5) монарх обладает рядом прерогатив[iv], не свойственных президенту (внешние атрибуты власти, денежное содержание по цивильному листу и др.)

Изучая литературу по данной теме, я столкнулся с тем, что у различных авторов указано разное количество способов наследования престола монархами. Максимальное число, которое мне встретилось, оказалось равным пяти:

салическая система

– наследуют только мужчины, например, в Японии;

кастильская система

– наследуют женщины, если у покойного монарха нет сыновей, например, в Великобритании;

австрийская система

– женщины допускаются к наследованию, если ни в одной ветви царствующей династии нет мужчин;

наследование царствующим семейством

– когда нового короля из семьи определяют ее члены и высшие священнослужители, например, в мусульманских странах, в частности в Саудовской Аравии, или племенной совет (в Свазиленде);

наследование на равных правах

мужчинами и женщинами (Швеция).

Характеризуя монарха, необходимо учесть его привилегию неответственности, беспартийность, наличие регалий (трон, скипетр и др.), выделение средств из ежегодного бюджета на личные нужды короля и содержание двора (цивильный лист), регентство. О регентстве хотелось бы сказать особо. Если монарх несовершеннолетний или не достиг определенного возраста, установленного конституцией, либо серьезно и длительно болен, либо вообще отсутствует (например, при отсутствии наследника вакантного престола), на соответствующий период назначается регентство, т.е. обычно парламент назначает одного или нескольких регентов, которые, соответственно, единолично или коллегиально осуществляют полномочия монарха.

Смотрите также

Главные объекты атаки в антисоветском проекте
Давайте кратко обозначим главные содержательные  блоки антисоветизма, его тематику. Отсюда видно, на какие конструкции советского строя направлялись удары. ...

ВЕЛИЧИЕ И ПАДЕНИЕ ИМПЕРИЙ
В I в. до н. э. деградация системы всеобщей воинской обязанности свободных крестьян, формирование профессиональной армии подорвали республиканские институты Древнего Рима, проложили дорогу режиму, ...

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ ВНЕШНИХ ШОКОВ
Об экономико-политическом развитии СССР в канун краха, то есть в 1985–1991 гг., написано много. Участники процесса принятия решений рассказывают о том, как вырабатывалась политика ускорения, страт ...