Глава государстваПолитика для вас в книгах / Материалы / Глава государства в Испании и Великобритании / Глава государства
Как правило, в системе государственных органов предусматривается специальный орган, на который возлагается высшее представительство государства вовне и внутри страны. Этим органом и является глава государства.
Глава государства – конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, символ единства нации, арбитр и гарант правильного функционирования государственных институтов. Однако, возможно совмещение в компетенции какого–либо государственного органа функций главы государства с иными функциями (например, Швейцария, где функции главы государства выполняет правительство), но это является исключением из правила.
Согласно текстам многих конституций, глава государства либо не входит ни в одну ветвь власти (например, ч. 1 ст. 55 Основного закона для ФРГ 1949 года, гласит: “Федеральный президент не может входить в состав ни правительства, ни законодательной корпорации Федерации или земли”), либо входит и в законодательную, и в исполнительную (например, ч. 1 ст. 53 Конституции Индии 1949 года, устанавливает, что “исполнительная власть Союза вверяется Президенту и осуществляется им либо непосредственно, либо через должностных лиц, подчиненных ему согласно настоящей Конституции”, а ст. 79 гласит: “Для Союза учреждается Парламент, который состоит из Президента и двух палат, известных соответственно, как Совет Штатов и Народная Палата”), либо только в исполнительную (например, раздел 1 ст. 2 Конституции США 1787 года “Исполнительная власть вверяется Президенту США”).
В зависимости от формы правления и государственного режима, а также системы политических отношений в стране, конституционные полномочия главы государства могут быть номинальными или реальными. Они могут по разному сочетаться, но в случае политического кризиса, когда конституционные власти и политические силы окажутся не в состоянии управлять страной, именно глава государства призван найти выход из ситуации. Это своего рода резерв власти.
Политическая роль главы государства иногда формулируется в конституциях. Например, ст. 5 Конституции Французской Республики 1958 года в первоначальной редакции гласит: “Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения соглашений Сообщества и международных договоров”.
Испанский король охарактеризован в ч. 1 ст. 56 Испанской конституции 1978 года: “Король является главой государства, символом его единства и постоянства; он – арбитр и гарант правильного функционирования государственных институтов, – осуществляет представительство испанского государства в международных отношениях, и особенно в отношениях с теми народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет функции, которые предоставлены ему Конституцией и законами”.
“Некоторые конституции (например Основной закон для Германии) вообще не определяет роль и функции главы государства. В них определены лишь полномочия главы государства, из которых уже доктринальным путем можно вывести представление о том, что имели в виду разработчики по данному вопросу . Нередко, захватив власть путем военного переворота, правящая группа образует сначала коллегиальный орган, соединяющий в своих руках и функции парламента. Такой орган в политологии принято называть испанским словом ²хунта², которое можно перевести как ²совет²; . такие органы часто создавались в прошлом и нынешнем веках в странах Латинской Америки – отсюда и испаноязычное происхождение термина . Вскоре обычно из этой хунты или совета выделяется лидер, который чаще всего именует себя президентом.”[i]
Смотрите также
«НЕФТЯНОЕ ПРОКЛЯТИЕ»
В 1985–1986 гг. мировые цены на нефть упали в несколько раз. И все-таки СССР
рухнул не из-за игры на понижение на нефтяном рынке.
Хорошо сказал об этом Булат Окуджава на своем последнем концерте в ...
АВТОРИТАРНЫЕ РЕЖИМЫ: ПРИЧИНЫ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Авторитарные режимы – политические структуры, которые не опираются ни на традиционную
легитимацию, ни на принятую обществом процедуру формирования правительства и парламента
на основе конкурентных ...
Введение
Массовое самоопределение людей в некоторой рамке, которую они признают как реальность,
актуализует эту реальность.
П. Г. Щедровицкий
Вы сделали этот ход на ничью?
Нет.
Значит, вы сделали ход ...