Идея правовой государственности в истории политико–правовой мысли.
Политика для вас в книгах / Материалы / Государство / Идея правовой государственности в истории политико–правовой мысли.
Страница 2

В их трудах проявились стремление ввести государственное властвование в правовые гра­ницы и отрицательное отношение к абсолютизму государственной власти. Соответственно существенные изменения претерпело и понимание государства. Поскольку праву отводилась роль ведущей нормативной системы, поскольку государство предстает у данных теоретиков в виде организации власти, признанной гарантировать собственность и права индивидов, а также разрешать в законном порядке возникающие между ними споры. Государство оказы­валось тем самым средством утверждения правопорядка как равновесия между частной соб­ственностью и общим благом. В трактовку соотношения государства и права в XVI–XVII ве­ков были привнесены идеи, неизвестные предшествующей общественно–политической мысли, а именно идеи правового (конституционного) закрепления государственного строя, единой для всей страны законности, верховенства общих (безличных) законов и ограничения власти правительства, субъективных прав личности, взаимной ответственности индивида и государства.

Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, рас­сматривающим государство как «объединение множества людей, подчинённых правовым за­конам» и считавшим, что законодатель дожжен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относи­тельно народа». Учение И. Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства. Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Р. Моль, В. Велькер, Р. Гнейст и др. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определённость, а также получили широкое распространение. В России данная концепция развивалась в трудах учёных–юристов либеральной школы — Б.H. Чичерина, П.И. Новго­родцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского. Специальные исследова­ния посвятили этой теме, в частности, В.М. Гессен, С.А. Котляревский и другие.

Второе дыхание эта идея обрела в современною мире в пору развала диктаторских, автори­тарных режимов в Германии, Италии, Испании, Португалии, колониальных империй, утвер­ждения демократии. Концепция правового государства в странах, кризис в их духовной жизни, в политике и экономике (как, например, сейчас у нас в России) является орудием борьбы за права человеке, за предоставление ему гарантий безопасности, достоинства, твор­ческого саморезвития.

Теория правового государства вовсе не застывшая догма. Она развивается и сегодня, посто­янно наполняясь содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нрав­ственных традиций и политического опыта. Вместе с тем следует помнить, что в юридиче­ской науке никогда не существовало и не существует единой общепризнанной концепции правового государства. Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоз­зренческих позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различ­ных национальных политических и правовых систем и т.д.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Геополитические факторы формирования российской цивилизации.
...

Библиография
Сергей Борисович Переслегин   Россия, 16.12.1960 Президент Общественной организации работников науки и культуры «Энциклопедия». Руководитель теоретического отдела Исследовательской группы «Кон ...

Понятие стандарта аудита
Тема международных стандартов в настоящее время актуальна для всех стран мира и, особенно для России, где стандарты аудиторской деятельности до сих пор находятся в процессе разработки и вызывают не ...