Идея правовой государственности в истории политико–правовой мысли.Политика для вас в книгах / Материалы / Государство / Идея правовой государственности в истории политико–правовой мысли.Страница 2
В их трудах проявились стремление ввести государственное властвование в правовые границы и отрицательное отношение к абсолютизму государственной власти. Соответственно существенные изменения претерпело и понимание государства. Поскольку праву отводилась роль ведущей нормативной системы, поскольку государство предстает у данных теоретиков в виде организации власти, признанной гарантировать собственность и права индивидов, а также разрешать в законном порядке возникающие между ними споры. Государство оказывалось тем самым средством утверждения правопорядка как равновесия между частной собственностью и общим благом. В трактовку соотношения государства и права в XVI–XVII веков были привнесены идеи, неизвестные предшествующей общественно–политической мысли, а именно идеи правового (конституционного) закрепления государственного строя, единой для всей страны законности, верховенства общих (безличных) законов и ограничения власти правительства, субъективных прав личности, взаимной ответственности индивида и государства.
Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, рассматривающим государство как «объединение множества людей, подчинённых правовым законам» и считавшим, что законодатель дожжен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа». Учение И. Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства. Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Р. Моль, В. Велькер, Р. Гнейст и др. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определённость, а также получили широкое распространение. В России данная концепция развивалась в трудах учёных–юристов либеральной школы — Б.H. Чичерина, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского. Специальные исследования посвятили этой теме, в частности, В.М. Гессен, С.А. Котляревский и другие.
Второе дыхание эта идея обрела в современною мире в пору развала диктаторских, авторитарных режимов в Германии, Италии, Испании, Португалии, колониальных империй, утверждения демократии. Концепция правового государства в странах, кризис в их духовной жизни, в политике и экономике (как, например, сейчас у нас в России) является орудием борьбы за права человеке, за предоставление ему гарантий безопасности, достоинства, творческого саморезвития.
Теория правового государства вовсе не застывшая догма. Она развивается и сегодня, постоянно наполняясь содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического опыта. Вместе с тем следует помнить, что в юридической науке никогда не существовало и не существует единой общепризнанной концепции правового государства. Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальных политических и правовых систем и т.д.
Смотрите также
«Большая стратегия» как продолжение геополитики иными средствами
…Теоретически ты знал, что за твоими заклинаниями стоит абсолютная власть. Сам
Хаос. Работать непосредственно с ним крайне опасно. Но, как видишь, все-таки возможно.
Теперь, когда ты это знаешь, у ...
Введение
Массовое самоопределение людей в некоторой рамке, которую они признают как реальность,
актуализует эту реальность.
П. Г. Щедровицкий
Вы сделали этот ход на ничью?
Нет.
Значит, вы сделали ход ...
Родовые особенности антисоветского мышления
Отметим важные методологические особенности, свойственные, на мой взгляд, антисоветским
рассуждениям. ...