Ресурсное богатство и экономическое развитиеПолитика для вас в книгах / Гибель империи / «НЕФТЯНОЕ ПРОКЛЯТИЕ» / Ресурсное богатство и экономическое развитиеСтраница 6
Многие наблюдатели полагали, что цены вышли на новый уровень и останутся надолго. Эта ошибка дорого стоила нефтедобывающим странам, в числе которых был и СССР. В середине 1980-х годов стало ясно, что цены 1979–1981 гг. обусловлены преходящим стечением обстоятельств. В 1985–1986 гг. они резко упали (см. рис. 3.10, 3.11). Предвидеть это в 1980–1981 гг. было непросто.
В тех случаях, когда сырье – ограниченная часть национальной экономики, колебания цен на него создают проблемы для ее отдельных секторов. Но есть немало государств, хозяйство которых сильно зависит от того, что происходит на рынках сырья (табл. 3.2).
Рис. 3.10. Помесячная динамика текущих цен на нефть на мировом рынке в 1979–1981 гг.Примечание.
Здесь и далее приводятся данные по средневзвешенным ценам на сырую нефть на мировом рынке.
Источник:
International Financial Statistics 2004, IMF.
Рис. 3.11. Помесячная динамика текущих цен на нефть на мировом рынке в 1985–1986 гг.Источник:
International Financial Statistics 2004, IMF.
В условиях быстро, непредсказуемо меняющихся цен на сырье даже фундаментальный показатель состояния национальной экономики – душевой валовой внутренний продукт, колеблется в необычно широком диапазоне. Влияние нестабильности сырьевого рынка на бюджетные поступления сильнее. То, что доходы государства, связанные с повышением цен на нефть, нельзя рассматривать как стабильные, известно. Волатильность нефтяных цен высока, события, не связанные с экономикой, могут радикально изменить их уровень. Отсюда важнейшая задача властей нефтедобывающих стран не допустить ситуации, когда выполнение бюджетных обязательств, сохранение финансовой стабильности зависит от динамики труднопрогнозируемого параметра, которым никто не может управлять. В условиях благоприятной конъюнктуры расходы бюджета наращивать легко. Когда ситуация на рынке меняется, их непросто сократить.
В диверсифицированных рыночных экономиках, столкнувшихся с финансовым кризисом, стабилизационные программы редко предполагают сокращение бюджетных расходов более чем на 10% в реальном исчислении. Чтобы реализовать такие программы, необходимо мужество, готовность платить за принятие решений, необходимых для стабилизации национальной экономики. «Это предполагает высокую политическую цену. Однако в странах, зависимых от производства и экспорта сырья, при многократном падении рентных доходов возникают проблемы иного масштаба».
Когда конъюнктура благоприятна, доступ стран – производителей сырья к международным финансовым рынкам открыт. Они нередко в крупных масштабах привлекают внешние займы, пытаются на этой основе форсировать развитие экономики, начинают осуществлять масштабные инвестиционные проекты. При изменении конъюнктуры кредитные ресурсы, недавно столь доступные, становятся запретительно-дорогими, иногда отсутствуют вовсе. Рефинансировать старые займы за счет новых оказывается невозможно. Возвращать занятые деньги приходится за счет бюджета, доходы которого при падении цен сократились.
Смотрите также
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Ну, что тут сказать в конце книги?
Кто в этих аферах виноват персонально — понятно, и даже если их фамилии сегодня
не известны, то ясны их должности, а люди, занимавшие и занимающие эти должности, ...
АВТОРИТАРНЫЕ РЕЖИМЫ: ПРИЧИНЫ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Авторитарные режимы – политические структуры, которые не опираются ни на традиционную
легитимацию, ни на принятую обществом процедуру формирования правительства и парламента
на основе конкурентных ...
Доска и фигуры
То, что вчера было достоянием немногих и представляло собой тщательно охраняемое
государственное «know -how», должно сегодня стать общественной практикой. Только
тогда элиты получат стимул для нов ...